В конце прошлой недели депутаты Верховной Рады во втором чтении и в целом приняли закон о внедрении норм FATF для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, в числе прочего содержащий положение о виртуальных активах.
Событие по праву историческое, поскольку этим документом Украина первой на постсоветском пространстве легализовала терминологию криптовалютного рынка в масштабе всей страны. К тому же привести законодательство в соответствии с AML-нормами до конца июня 2020 года требовала комиссия FATF.
Вместе с тем ряд экспертов скептически расценивает тот факт, что регулирование криптовалют в Украине началось с «запретительного» закона, а владельцы биткоина опасаются, что теперь их активы могут быть изъяты для установления источника дохода.
FAQ
На опыт каких стран ориентировались при разработке норм?
В первую очередь мы ориентировались на актуальные рекомендации FATF, но при этом также изучили опыт Японии, Германии, Лихтенштейна, Мальты и Гибралтара.
Украина рассматривает криптовалюту в качестве платежного и инвестиционного актива. Чем было продиктовано такое решение?
Согласно новейшему определению FATF, виртуальные активы — это цифровое выражение стоимости, которое может быть продано или передано в цифровой форме и может использоваться для целей оплаты или инвестирования.
Авторы законопроекта №2179 приняли это определение как базовое. Это значит, что виртуальные активы в принципе могут быть использованы для платежных и инвестиционных целей.
Вопросы использования виртуальных активов в общем и криптоактивов в хозяйственном обороте будут детализированы в отдельном законопроекте «Про оборот виртуальных активов». На данном этапе мы предлагаем рассматривать криптоактивы только как отдельный вид имущества.
Почему было решено отдать регулирование виртуальных активов в ведение Министерства цифровой трансформации, а не Минфина или НБУ?
Виртуальные активы по своей природе — это «цифровое выражение ценности», и слово «цифровое» здесь базовое. Это новейший цифровой класс активов, который в перспективе, возможно, придет на смену традиционным материальным активам вроде золота и фиатных валют.
Поэтому новое министерство цифровой трансформации — наиболее правильный выбор на роль регулятора этого рынка. Новое цифровое министерство для нового цифрового рынка.
Кто будет относиться к категории поставщика услуг, связанных с оборотом виртуальных активов? Каким образом эта классификация коснется физлиц?
К поставщикам услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, относится любое физическое или юридическое лицо, осуществляющее для другого физ- или юрлица, а также от их имени любое из следующих действий:
обмен виртуальных активовперевод виртуальных активов;хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы;участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и/или продажей виртуальных активов.
Кто и как будет выявлять нарушителей?
Субъектами первичного финансового мониторинга являются поставщики виртуальных активов, в основном это криптобиржи и сервисы обмена криптовалют. Именно они и будут осуществлять мониторинг операций с разной глубиной проверки в зависимости от суммы до или свыше 30 тысяч гривен и с учетом пороговых операций на сумму свыше 400 тысяч гривен.
Если в процессе проведения финансового мониторинга возникнут подозрения, что отправитель или получатель транзакции участвует в отмывании средств, полученных преступных путем, финансировании терроризма или распространения оружия массового поражения, то субъект финансового мониторинга обязан доложить про подозрительные транзакции субъекту государственного мониторинга и заблокировать проведение подозрительных транзакций.
Согласно закону, все финансовые операции с виртуальными активами на сумму от 30 тысяч гривен будут подвергаться надлежащей проверке. Почему выбран именно такой порог?
Этот порог взят из рекомендаций FATF, основанных на риск-анализе текущей ситуации в сфере виртуальных активов.
Проверка по операциям по виртуальным активам на сумму свыше 30 тысяч гривен включает в себя:
идентификацию и верификацию отправителя/получателя (физ- или юрлица);определение конечного бенефициара юрлица отправителя/получателя;определение цели и характера деловых отношений.
Информация по физическим лицам в рамках идентификации/верификации включает в себя ФИО, публичный ключ (адрес) на блокчейне, а по юридическим лицам: полное название и публичный ключ (адрес) на блокчейне. Если это кастодиальное решение, то будет учитываться учетный номер клиента.
Как AML-нормы будут регулировать операции на меньшую сумму?
При проведении операций по виртуальным активам внутри Украины на сумму меньше 30 тысяч гривен будет собираться информация только про публичный ключ (адрес) отправителя (инициатора) на блокчейне, где проводится операция. Если это кастодиальное решение, например, криптобиржи, то будет учитываться учетный номер клиента.
При проведении операций по виртуальным активам за рубеж на сумму меньше 30 тысяч гривен будет собираться информация как про отправителя (инициатора) (физическое или юридическое лицо), так и про получателя платежа. Если это кастодиальное решение, то будет учитываться учетный номер клиента.
ForkLog: Что насчет операций на сумму от 400 тысяч гривен?
О пороговых операциях на сумму свыше 400 тысяч гривен поставщикам виртуальных активов необходимо сообщать, если они содержат один из четырех определенных признаков:
осуществление перевода средств в пользу лица, которое зарегистрировано на территории стран, не выполняющих рекомендации международных организации в сфере борьбы с легализацией доходов, финансированием терроризма или оружия массового уничтожения;операции политически значимых лиц, членов их семей и/или связанных лиц;операции по переводу средств за границу;финансовые операции с наличными.
Будут ли вводиться какие-либо санкции в отношении бирж, не блокирующих движение средств, связанных с отмыванием денег и прочей подозрительной активностью?
Если криптобиржа, которая является поставщиком виртуальных активовов и субъектом финансового мониторинга, не будет принимать мер по блокировке подобных транзакций, то в отношении нее как юридического лица могут быть применены санкции.
В зависимости от тяжести нарушения это могут быть: письменное предостережение, аннулирование лицензии, штраф или оплата на основании договора определенной суммы и обязательства принять меры по выполнению требований закона.
Кроме того, юрлица, которые совершали операции по легализации доходов, могут быть ликвидированы по решению суда.
При помощи каких аналитических инструментов вы собираетесь отслеживать сомнительные транзакции, предположительно связанные с отмыванием средств?
Регуляторная база в этой сфере будет разрабатываться. В ее рамках мы определим, какая организация будет отвечать за такие вопросы. Скорее всего, это будут коммерческие банки.
Пункт о виртуальных валютах фактически является подпунктом термина «высокий риск», а пункт о поставщиках услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, — подпунктом положения об услугах в сфере азартных игр. Чем продиктовано такое соседство? Будет ли НБУ и правительство продвигать идею о рискованности инвестиций в криптовалюты?
Этим законом определяется кардинально другой подход в оценке рисков финансовых операций — Risk Based Approach. Поэтому это не специфическое отношение к виртуальным активам.
Кроме того, виртуальные активы никоим образом не связаны с услугами в сфере азартных игр.
Минцифры рассматривает оборот виртуальных активов как часть цифровой трансформации Украины и приложит все усилия, чтобы развивать этот сектор цифровой экономики.
В ходе второго чтения законопроекта нардеп Ольга Белькова отметила, что термин виртуальных валют появился сразу в запретительном ключе. Насколько уместно было вводить его до принятия основного закона про регулирование крипторынка?
Украина обязана до 30 июня 2020 года имплементировать рекомендации FATF по финансовому мониторингу виртуальных активов, и мы были просто обязаны внести эти поправки в законопроект №2179, чтобы успеть.
Одновременно этим законопроектом мы сняли основные угрозы по использованию виртуальных активов, и в особенности криптовалют, в контексте отмывания средств, финансирования терроризма и оружия массового поражения.
Некоторые владельцы криптовалют убеждены, что новый закон позволит правоохранительным органам изымать кошельки «до выяснения», а доказать в отсутствие других законных актов, что крипта «чистая», им будет крайне сложно. Так ли это?
Никто ничего изымать не будет — первые шесть месяцев вообще не будет штрафов за нарушение этого закона, чтобы дать возможность участникам рынка и пользователям виртуальных валют адаптироваться к новым условиям.
Примечание Unitex: закон вступает в силу через четыре месяца со дня его опубликования, кроме некоторых положений.
Comments